Вдохновение »

Безумные платья Луизы Казати

Безумные платья Луизы Казати

Я продолжаю своё повествование о Музах – и сегодняшний этюд будет посвящён одной из самых эксцентричных красавиц прошлого, маркизе Луизе Казати.
Луиза Аделе Роза Мария Амман родилась 23 января 1881 года в семье преуспевающего итальянского промышленника Альбето Аммана, которому король пожаловал титул графа. Биографы пишут, что в детстве Луиза была не слишком общительна; она любила находиться в уединении, рисовать и проводить время с матерью, листая модные журналы и восхищённо рассматривая роскошные мамины туалеты, элегантные платья и изысканные драгоценности.
Луиза была совсем юной, когда скоропостижно умерла её мать, а через несколько лет – отец. Вдвоём с сестрой они стали наследницами огромного состояния, но, право, никакое наследство не могло компенсировать такую потерю. Возможно, именно этим объясняется то отношение к деньгам, с которым Луиза прожила всю жизнь: она никогда не задумывалась о них, не экономила, а только тратила, тратила и тратила…
Титул маркизы и фамилия Казати достались ей от супруга – девушка вышла замуж в 19 лет за знатного, но небогатого маркиза Камилло Казати Стампа ди Сончино. Она родила ему дочь и на третьем году семейной жизни обзавелась любовником – перед её гипнотическим взглядом не устоял знаменитый поэт и романист Габриэле д'Аннунцио. К тому времени семейные оковы начали надоедать Луизе, она скучала – и именно романтичный и энергичный «рыцарь» Габриэле вдохновил молодую маркизу на то, чтобы превратить однообразные будни в увлекательный и яркий спектакль.
К слову, отношения Луизы и Габриэле продлились до самой смерти поэта в 1938 году. Законный супруг смотрел на тот роман сквозь пальцы – его, похоже, куда больше увлекала охота. Нас же, в свою очередь, интересует стиль Луизы Казати – подлинной Музы своего времени.
Образ Казати моментально узнаваем: огромные зелёные глаза на мертвенно-бледном лице, подведённые углём, горящие, как у ночной птицы. Для того, чтобы придать им блеск, маркиза закапывала в глаза белладонну. Её любимые цвета – чёрный и белый, как символ крайностей, к которым она всегда стремилась. Самые дорогие дома. Самые изысканные интерьеры. Самые грандиозные балы и приёмы, на которых центром внимания всегда была она – «неистовая» Луиза Казати.

1.jpg
Портреты Луизы Казати

Её римский дом был выдержан в любимой чёрно-белой гамме, а по комнатам расселилось множество животных, – которых Луиза любила куда больше, чем людей: сиамских и персидских кошек, породистых собак, экзотических птиц и даже змей. Переехав в Венецию и купив там огромный дворец, маркиза устроила в саду настоящий зоопарк с гепардами, обезьянами, пёстрыми попугаями и павлином. Гепарды, в инкрустированных бриллиантами ошейниках, были постоянными спутниками маркизы в прогулках и путешествиях.  
Экстравагантные наряды для маркизы сочиняли Лев Бакст и Поль Пуаре, а в Венеции её фаворитом стал Мариано Фортуни. Вспоминают, как она покорила этот город, впервые прогулявшись по улицам в плаще от Фортуни с алым парчовым капюшоном, держа на поводках двух борзых – чёрную и белую. На собаках были ошейники из бирюзы, а завершал процессию темнокожий слуга с опахалом… В другой раз, пригласив на вечер русскую компанию знаменитостей – Александра Бенуа, Льва Бакста, Сергея Дягилева и Вацлава Нижинского – она шокировала всех своим облачением: «на хозяйке вечера не было ничего, кроме змеи».
Перебравшись в Париж (слишком долго находиться на одном месте, в одном окружении казалось маркизе слишком скучным), Луиза начала эпатировать местную видавшую виды публику, выгуливая на поводке настоящего крокодила и появляясь в парижской Опере в платье из перьев цапли, которые облетали при каждом движении и постепенно «раздевали» маркизу. Одно из самых живописных описаний стиля Казати оставлено скульптором Екатериной Барятинской: «Я увидела не женщину, а произведение искусства… Широкие персидские шаровары из тяжёлой золотистой парчи, туго стянутые у щиколоток бриллиантовыми застёжками искусной работы. На ногах золотые босоножки на высоких алмазных каблуках. Декольте кончалось у широкого парчового пояса; изумительно вылепленная грудь была чуть прикрыта кружевом тончайшей работы. В ушах красовались массивные жемчужные серьги. Огромная чёрная жемчужина переливалась на пальце одной руки, такого же размера белая – на другой. Лебединую шею несколько раз обвивала жемчужная нить».
Самый необычный костюм Казати оказался и самым неудачным, несмотря на великолепную идею: Пабло Пикассо придумал для неё платье из электрических лампочек, которые должны были светиться. Но по неосторожности маркизу ударило током, и она не смогла появиться перед публикой. Однако времена менялись, и Первая мировая война всех заставляла отказываться от роскоши и излишеств. Всех, кроме Казати. Она по-прежнему тратила деньги на невероятные наряды и закатывала балы, но на это уже смотрели не с восхищением, а с осуждением. Между тем, некогда несметное богатство её таяло, и к концу жизни маркизе пришлось продать и раздать за долги всё, чем она владела.
Забытая и обнищавшая, маркиза Луиза Казати скончалась в возрасте 76 лет, пережив собственную дочь. Но образ Музы прошлого не смог окончательно стереться из памяти – и по сей день он продолжает будоражить умы художников, писателей, драматургов, кинорежиссёров, дизайнеров моды, вдохновляя и восхищая всё новые и новые поколения.

3.jpg
Маркиза в платье "Фонтан" Поля Пуаро и в костюме "Королева ночи" Леона Бакста

4.jpg
Маркиза в платье Поля Пуаро (в центре) и на фотографиях Мэна Рэя (по краям)

2.jpg
tildaswinton7.jpg
tildaswinton5.jpg
Тильда Суинтон в образе Луизы Казати для журнала Acne Paper

Carine Roitfeld-re-imagined as Luisa-by Karl Lagerfeld3.jpg
6.jpg
Карин Ройтфельд в образе Луизы Казати. Фотограф Карл Лагерфельд