Персонаж »

Жак Дусе: незабытая роскошь прошлого

Жак Дусе: незабытая роскошь прошлого

Возвращаясь на страницы замечательного проекта NAME'S, я хочу продолжить серию биографических публикаций о знаменитостях мира моды, чьи имена, возможно, не очень хорошо известны широкому кругу. И свой сегодняшний материал хочу посвятить легендарному модельеру Жаку Дусе, на глазах которого умерла эпоха пышного французского кутюра и родился новый стиль – свободной, раскрепощённой моды XX века.

Современная мода – быстра, проста и практична; трудно представить, что когда-то она была другой, что на изготовление одного платья могли уходить недели и даже месяцы, что от первого и до последнего стежка оно шилось вручную, что в его декоре использовалась только изысканная отделка из натурального камня, стекла, золочёных нитей, тончайшего ручного кружева… И это были платья, которые не выставлялись в музеях, их носили женщины каждый день! Именно такие вещи и создавал Жак Дусе, знаменитый модельер конца XIX – начала XX веков.

01.jpg
Бальные платья Jacques Doucet, 1898-1900 гг. 

Жак Дусе родился в самом сердце парижской моды, на улице Rue de la Paix, в богатой семье. Шёл 1853 год. Семья Дусе торговала изысканным кружевом и дамским бельём: компания Doucet Lingerie была основана дедом Жака в 1816 году, и она процветала. Юный Жак мечтал стать художником, но не сложилось – после смерти родителей ему пришлось взять в свои руки управление семейным делом.

Вот только рождённый художником не может стать никем другим – и Дусе предпочёл сменить свой кружевной бизнес на что-то более смелое и торжественное. Он начал создавать платья – роскошные, притягательные, богато декорированные. Жак Дусе не был модным дизайнером, он был творцом: своё вдохновение он находил не в реалиях настоящего, а в романтизированном прошлом, он повторял силуэты XVIII века, цитировал отделку и цветовую гамму, восхищаясь живописными полотнами того времени. Он ввёл в моду нежные оттенки рококо.

05.jpg
Фрагмент вечернего платья Jacques Doucet, 1897-1900 гг; Вечернее пальто Jacques Doucet, 1898-1900 гг.

Эта эпоха вообще очень увлекала Дусе: модельер коллекционировал предметы искусства и антиквариата того времени, вкладывая очень много денег в своё увлечение. Позже он начал собирать работы современников, которые на тот момент не получили ещё широкого признания – импрессионистов, кубистов. В 1909 году он приобрёл картину Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», а к концу жизни стал обладателем самого большого собрания работ французских мастеров XX века, которое после смерти Дусе, согласно его завещанию, перешло государству. Кроме того, Дусе был меценатом и материально поддерживал талантливых деятелей культуры и искусства.

Но вернёмся к платьям, выполненным под грифом Дома Jacques Doucet – в них особенно были влюблены артистичные натуры, такие как Сара Бернар, Сесиль Сорель, Габриэль Режан, Айседора Дункан, Лиана Пужи… Ещё бы: наряды от Дусе были роскошны, эмоциональны, восхитительно декорированы. Вышивка, кружево, бахрома, аппликации, бисер, камни и – только самые дорогие материалы. Практичность и простота, которыми уже начал дышать Париж, художника мало интересовали. 

02.jpg
Вечернее пальто Jacques Doucet, бархат, металлическая нить, мех, 1910 г; Платье Jacques Doucet с вышивкой шелком, 1900-1905 гг.

04.jpg
Вечерний кейп Jacques Doucet, 1900-1905 гг; Платье Jacques Doucet, шерсть, шелк, стеклярус, 1920-1923 гг.

03.jpg
Платье Jacques Doucet, 1918-1819 гг; Платье Jacques Doucet, 1920-1923 гг.

Однако после Второй мировой войны золотой век моды окончательно шагнул в прошлое. На авансцену вышли эмансипированные девушки в коротких свободных платьях, в моду входили брюки, прогрессировал спортивный стиль. Для творений Дусе просто не оставалось места – и в 1928 году его Дом, теряя популярность, объединился с другой компанией, но вскоре, после смерти дизайнера в 1929 году, и вовсе был закрыт. Блистательная эпоха роскоши канула в лету.

Примечательно и парадоксально, но великий консерватор моды подарил будущее двум великим реформаторам, которые совершили революционные перевороты в женской одежде. Учениками Жака Дусе были Поль Пуаре и Мадлен Вионне, дизайнеры, имена которых неизменно упоминают в истории «освобождения» женского тела от корсетов и громоздких, перегруженных декором платьев. Эти модельеры взяли за основу классическое кутюрное мастерство, но видоизменили стиль, сделав шаг в направлении будущего моды. Будущего, которое всегда базируется на прочной основе прошлого.